Cутры Будды Шакьямуни

 

Сутта Поведанная Домохозяину Сигале




(Сигаловада сутта. Дигха Никая 31)

 

Так я слышал. Однажды Бхагаван жил в Бамбуковой Роще, Заповеднике Белок, около Раджаграхи.

В Раджгрихе был молодой Сигала, сын домохозяина, который поднимался рано утром, выходил из города, с влажной одеждой и влажными волосами и с соединенными ладонями почитал различные стороны света - Восток, Юг, Запад, Север, Надир, и Зенит.

В это время Бхагаван оделся, взял накидку и чашу для подаяния, и приблизился к Раджаграхе. Там он увидел молодого Сигалу, почитающего стороны и спросил его: «Почему ты, сын домохозяина, поднявшись рано утром, вышел из Раджаграхи, с влажной одеждой и влажными волосами, с соединенными ладонями почитаешь различные стороны света - Восток, Юг, Запад, Север, Надир, и Зенит?»

"Мой отец, Почтенный, когда умирал, сказал мне: «Шесть сторон, дорогой сын, ты почитай. И я, почтенный, уважая, почитая, благоговея и осуществляя слова моего отца, встаю рано утром, и выхожу из Раджагрихи, с влажной одеждой и с влажными волосами, почитаю со сложенными руками, те шесть сторон».

«Сын домохозяина, не так нужно почитать шесть сторон света, их нужно почитать благородным поведением».

«Как же, Почтенный, нужно почитать шесть сторон света благородным поведением? Вот будет хорошо, если Почтенный объяснит мне и покажет, как следует почитать шесть сторон благородным поведением».

«Хорошо, сын домохозяина, слушай и храни это в своем уме, я говорю».

«Хорошо, Почтенный», - ответил молодой Сигала.

И Бхагаван говорил так: «Сын домохозяина, ввиду того, что добрый сын из хорошей семьи

(I) искоренил четыре порока в поведении,

(II) поскольку он не совершает никакого зла четырьмя способами,

(III) поскольку он не следует шести путям приводящих к утрате богатства.

Таким образом, он, избегая этих четырнадцати дхамм, охватывает шесть сторон света, и вступает на путь, ведущий к процветанию в обоих мирах – он почитаем в этом мире и в том мире. После разрушения тела, после смерти, он родится в небесном мире, испытывая огромное счастье.

(I)              Каковы четыре порока в поведении, которые он искоренил?

(1) отнятие жизни,

(2) воровство,

(3) похоть,

(4) ложь – 

таковы четыре порока, которые он искоренил».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Отнятие жизни, воровство,

ложь и похоть,
Эти четыре порока

мудрые никогда не хвалят».

 

(II) Какими четырьмя способами он не совершает никакого зла?

(1) Он не совершает зла под влиянием желания,

(2) он не совершает зла под влиянием злости,

(3) он не совершает зла под влиянием невежества,

(4) он не совершает зла под влиянием страха.

Но поскольку добрый сын из хорошей семьи не подвержен влиянию желания, гнева, невежества, и страха, он не совершает никакого зла».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Кто из-за желания, ненависти, страха,
Или невежества нарушает Дхамму,
Того слава угасает
Как убывающая  луна.


Кто из-за желания, ненависти, страха,
Или невежества никогда не нарушает Дхамму,
Того слава постоянно прибывает
Как растущая луна».

 

(Ш) «Каковы шесть путей приводящих к утрате богатства?

(1) злоупотребление опьяняющими напитками;
(2) гуляние на улицах в неподходящее время;
(3) частые посещения публичных представлений;
(4) злоупотребление азартными играми;
(5) связь с порочными товарищами;
(6) привычка к безделью.

(1) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий в злоупотреблении опьяняющими напитками:

(а) потеря богатства,
(б) увеличение ссор,
(в) подверженность болезням,
(г) совершает деяния вызывающие стыд и позор,
(д) непристойно обнажается тело,
(е) ослабление умственных способностей.

(2) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий в гулянии на улицах в неподходящее время:

(а) он сам незащищен и не охраняем,
(б) его жена и дети незащищены и неохраняемы,
(в) его имущество незащищено и не охраняемо,
(г) он подозревается в порочных делах,
(д) про него распространяют ложные слухи,
(е) он встречается со многими неприятностями.

(3) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий частого посещения публичных представлений. Он постоянно и возбужденно думает:

(а) где сейчас танцы?
(б) где сейчас пение?
(в) где сейчас музыка?
(г) где сейчас декламация?
(д) где сейчас игра на цимбалах?
(е) где сейчас бьют в горшки?

(4) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий злоупотребления азартными играми:

(а) победитель вызывает ненависть,
(б) проигравший вопит от горя,
(в) богатство исчезает,
(г) его словам не доверяют,
(д) его презирают друзья и родные,
(е) у него никогда не будет жены.

(5) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий связи с порочными товарищами, а именно, когда

(а) любой игрок,

(б) любой распутник,

(в) любой пьяница,

(г) любой мошенник,

(д) любой обманщик,

(е) любой наглец

- имеет на него влияние.

(6) Есть, сын домохозяина, такие шесть горьких последствий в привычке к безделью. Он совсем не работает, говоря, что слишком:

(а) холодно,
(б) жарко,
(в) рано,
(г) поздно,
(д) голоден,
(е) наелся.

Живя таким образом, он оставляет много обязанностей невыполненными, не приобретает нового богатства, а богатство, которое он уже приобрел, истощается».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Он друг только по выпивке;

он говорит, «друг, друг» только когда рядом;

он друг только тогда, когда это выгодно.

 

Сон до восхода солнца, похоть,

раздражительность, недоброжелательность,

порочные товарищи, жадность –

эти шесть причин разрушают человека.

 

Человек, у которого порочные друзья,

склонен к порочным путям,

его ждет крах в обоих мирах –

в этом и в следующем.

 

Кости, женщины, алкоголь, танцы, пение,

сон днем, гуляние в неподходящее время,

порочные товарищи, жадность –

эти девять причин разрушают человека.

 

Кто играет в кости и пьет опьяняющие напитки,

ходит к женщинам, которые дороги ему как жизнь,

общается с низкими людьми, а не с достойными –

он убывает, как луна на ущербе.

 

Кто пьян, беден, нищ,

никак не может напиться, часто посещает кабаки,

тонет в долгах как камень в воде,

быстро приносит дурную славу своей семье.

 

Кто по привычке спит днем,

и бодрствует ночью,

всегда пьян и распущен,

не пригоден для ведения жизни домохозяина.

 

Кто говорит, что слишком жарко,

слишком холодно, слишком поздно,

и оставляет дела невыполненными,

мимо того проходит удача.

 

Но тот, кто обращает на холод или жару

не больше внимания, чем на стебелек травы,

и мужественно выполняет свои обязанности,

Того не упускает удача».

 

Бхагаван продолжил: «Есть четыре, сын домохозяина, известные как враги, скрывающиеся под видом друзей:

(1) те, кто присваивает имущество друга,
(2) те, кто не держит слово,
(3) те, кто льстит,
(4) те, кто приводит к разорению.

(1) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать как врага скрывающегося под видом друга, кто присваивает имущество:

(а) он присваивает богатство своего друга,
(б) он дает мало, а просит много,
(в) он выполняет свои обязательства из страха,
(г) он общается ради собственной выгоды.

(2) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать как врага скрывающегося под видом друга, кто не держит слово:

(а) он обещает помощь относительно уже прошедшего,
(б) он обещает помощь относительно ещё не наступившего,
(в) он говорит бесполезные вещи,
(г) когда появляется возможность помочь, он говорит, что не может.

(3) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать как врага скрывающегося под видом друга, который льстит:

(а) он одобряет дурные поступки своего друга,
(б) он не одобряет хороших поступков своего друга,
(в) он хвалит его в его присутствии,
(г) он поносит его в его отсутствии.

(4) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать как врага скрывающегося под видом друга, кто приводит к разорению:

(а) он товарищ в злоупотреблении опьяняющими напитками,
(б) он товарищ в гулянии на улицах в неподходящие часы,
(в) он товарищ в частых посещениях публичных представлений,
(г) он товарищ по азартным играм».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Друг, который присваивает имущество,
Друг, который не держит слово,
Друг, который льстит,
Друг, который приводит к разорению,
Этих четырех мудрые считают врагами,
И избегают их как опасных дорог.»

 

Бхагаван продолжил: «Есть четыре, сын домохозяина, которых можно определить как сердечных друзей:

(1) кто помогает,
(2) кто остается таким же в счастье и в горе,
(3) кто дает хороший совет,
(4) кто сочувствует.

(1) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать того, кто помогает, и является сердечным другом:

(а) он охраняет от беспечной небрежности,
(б) он защищает богатство беспечных,
(в) он дает убежище, когда друг в опасности,
(г) когда он что-то обязан, он отдает вдвойне.

(2) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать того, кто остается другом в счастье и в горе, и является сердечным другом:

(а) он раскрывает свои тайны,
(б) он хранит тайны друга,
(в) он не оставляет друга в беде,
(г) он готов пожертвовать своей жизнью ради друга.

(3) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать того, кто дает хороший совет, и является сердечным другом:

(а) он удерживает от совершения зла,
(б) он поощряет делать добро,
(в) он сообщает другу о том, что неизвестно,
(г) он указывает путь на небо.

(4) Четырьмя способами, сын домохозяина, можно узнать того, кто сочувствует, и является сердечным другом:

(1) он не радуется беде друга,
(2) он радуется удачи друга,
(3) он не дает другим плохо говорить о друге,
(4) он хвалит тех, кто хорошо отзывается о друге».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Друг, который помогает,
Друг в счастье и в горе,
Друг, который дает хороший совет,
И друг, который сочувствует -
Этих четырех мудрые считают друзьями
И преданно о них заботятся,
Как заботится мать о своем ребенке.


Мудрые и добродетельные сияют, как пылающий огонь.
Тот, кто приобретает богатство, не причиняя никому вреда,
Похож на пчелу, собирающую мед,
Богатства растут у него
Быстро, как муравейник.


Приобретя богатство таким образом,
Мирянин, подходящий для жизни домохозяина,
Делит свое богатство на четыре части:
Так он завоюет дружбу.


Одну часть он использует для своих потребностей,
Две части тратит на свое дело,
А четвертую сохраняет на случай нужды».

 

Бхагаван продолжил: «И как, сын домохозяина, добрый сын из хорошей семьи покрывает шесть сторон света?

Вот что нужно считать шестью сторонами света. Родителей нужно считать Востоком, учителей Югом, жену и детей Западом, друзей и партнеров Севером, слуг и работников Надиром, подвижников и браминов Зенитом.

Пятью способами, сын домохозяина, ребенок должен служить своим родителям как Востоку:

(1) я буду заботиться о них, как они заботились обо мне,
(2) я буду делать все, что нужно для их блага,
(3) я буду сохранять семейную традицию,
(4) я буду стараться сохранить нажитое родителями благосостояние,
(5) кроме того, я буду делать подношение в память об умерших родственников.

Пятью способами, сын домохозяина, родители, которым дети служат как Востоку, проявляют свою заботу о детях:

(1) они удерживают их от зла,
(2) они поощряют их делать добро,
(3) они обучают их ремеслу,
(4) они находят подходящую жену,
(5) в надлежащее время они вручают им их наследство.

Этими пятью способами дети служат своим родителям как Востоку, и родители проявляют свою заботу о детях. Так они охватывают Восток, делая его безопасным и спокойным.

Пятью способами, сын домохозяина, ученик должен служить учителю как Югу:

(1) вставать с места в приветствии,
(2) заботиться о нем,
(3) с рвением учиться,
(4) выполнять поручения,
(5) почтительным вниманием при обучении.

Пятью способами, сын домохозяина, учитель, которому так служат как Югу его ученик, проявляет свою заботу:

(1) он обучает самому лучшему,
(2) он следит за хорошим усвоением знаний,
(3) он обучает всему, что знает сам,
(4) он знакомит со своими друзьями,
(5) он обеспечивает безопасность повсюду.

Такими пятью способами учитель, которому так служит как Югу его ученик, проявляет о нем заботу. Так они охватывают Юг, делая его безопасным и надежным.

Пятью способами, сын домохозяина, муж должен служить жене как Западу:

(1) быть внимательным к ней,
(2) не презирать ее,
(3) быть верным ей,
(4) доверять ей вести хозяйство,
(5) дарить ей изящные украшения.

Пятью способами, сын домохозяина, жена, которой ее муж так служит как Западу, проявляет свою заботу:

(1) она хорошо исполняет свои обязанности ,
(2) она гостеприимна к родственникам и окружающим
(3) она верна,
(4) она сберегает то, что накопил муж,
(5) она искусна и трудолюбива в исполнении своих обязанностей.

Такими пятью способами жена, которой так служит как Западу ее муж, проявляет о нем заботу. Так они охватывают Запад, делая его безопасным и надежным.

Пятью способами, сын домохозяина, должен сын из хорошей семьи служить своим друзьям и партнерам как Северу:

(1) щедростью,
(2) приятной речью,
(3) быть полезным,
(4) равно относиться ко всем,
(5) быть искренним.

Пятью способами, сын домохозяина, друзья и партнеры, которым добрый сын из хорошей семьи так служит как Северу, проявляют о нем заботу:

(1) они защищают его, когда он беспечен,
(2) они защищают его имущество, когда он беспечен,
(3) они дают убежище, когда он в опасности,
(4) они не оставляют его в беде,
(5) они оказывают уважение его семье.

Такими пятью способами друзья и партнеры, которым член рода так служит как Северу, проявляют о нем заботу. Так они охватывают Север, делая его безопасным и надежным.

Пятью способами, сын домохозяина, должен хозяин служить своим слугам и работникам как Надиру:

(1) назначая им работу согласно их способностям,
(2) обеспечивая их пищей и заработной платой,
(3) заботиться о них в болезни,
(4) делясь с ними лакомствами,
(5) давать им возможность отдохнуть.

Пятью способами, сын домохозяина, слуги и работники, которым их хозяин так служит как Надиру, проявляют свою о нем заботу:

(1) они встают раньше него,
(2) они ложатся спать после него,
(3) они берут только то, что им дают,
(4) они хорошо исполняют свои обязанности ,
(5) они поддерживают его доброе имя и честь.

Такими пятью способами слуги и работники, которым их хозяин служит как Надиру, проявляют о нем свою заботу. Так они охватывают Надир, делая его безопасным и надежным.

Пятью способами, сын домохозяина, должен домохозяин служить подвижникам и браминам как Зениту:

(1) действовать с добротой,
(2) говорить с добротой,
(3) думать с добротой,
(4) всегда быть готовым принять их,
(5) обеспечивать их необходимыми вещами.

Шестью способами, сын домохозяина, подвижники и брамины, которым домохозяин так служит как Зениту, проявляют о нем заботу:

(1) они удерживают его от зла,
(2) они побуждают его делать добро,
(3) они добросердечно к нему относятся,
(4) они говорят ему то, чего он не слышал,
(5) они разъясняют ему то, что он уже слышал,
(6) они указывают путь на небо.

Такими шестью способами подвижники и брамины, которым домохозяин служит как Зениту, проявляют о нем заботу. Так они охватывают Зенит, делая его безопасным и надежным».

Так сказал Бхагаван. И когда он произнес это, он повторил еще раз:

 

«Мать и отец - Восток,
Учителя - Юг,
Жена и дети - Запад,
Друзья и партнеры - Север.


Слуги и работники - Надир,
Подвижники и брамины - Зенит;
Кто пригоден для того, чтобы вести жизнь домохозяина,
Должен приветствовать эти шесть сторон света.

 

Кто мудр и добродетелен,
Мягок и сообразителен,
Скромен и ответственен,
Так он будет почитаем.
 

 



Создан 31 авг 2015