Cутры Будды Шакьямуни

 

Сутта О Условиях Благосостояния.




(Вьягхападжа Сутта. Ангуттара-никайя 8.54)

 

         Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал среди Колиянов в их торговом городе называемом Каккарапатта. В то время Дигхаджану Колиян приблизился к Бхагавану, почтительно приветствовал его и сел в стороне. Сев он обратился к Бхагавану: «Мы, господин, обычные люди, нам чуственные желания приносят наслаждение. Мы живем вместе с женой и детьми. Мы используем сандаловое дерево из Каси. Мы украшаем себя гирляндами, благовониями и мазями. Мы используем золото и серебро. О Бхагаван, проповедуй таким как мы Дхамму, научи тому, что ведет к богатству и счастью в этой жизни и в следующей?».

         ­[Бхагаван сказал:] «Есть четыре условия, Вьягхападжа, ведущих к богатству и счастью домохозяина в этой жизни. Какие четыре? Совершать непрекращающееся усилие; быть бдительным; дружить с достойными; вести разумную жизнь.

         Что значит совершать непрекращающееся усилия? Это когда, Вьягхападжа, какой  бы деятельностью домохозяин [не занимался], зарабатывая себе на жизнь — пахатой, торговлей, выращиванием животных, стрельбой из лука, службой у царя или каким либо другим ремеслом - он должен стать искусным и не утомимым; он приобретает силу проницательности [и находит] верный путь и средства; он способен довести до конца [начатое] и выполнить [свой долг], то это называеться совершать непрекращающееся усилие.

         Что значит быть бдительным? Это когда, Вьягхападжа, каким бы богадством домохозяин не обладал, обретенное посредством усилия, накопленное силой рук, с потом на лице, приобретенное правильным способом, он бережливый хозяин охраняет его и бдит так, что бы царь не мог его присвоить себе, чтобы воры не украли его, огонь не сжжег, вода не унесла прочь, ни чтобы нерадивые наследники не спустили его, то это называеться быть бдительным.

         Что значит дружить с достойными? Это когда, Вьягхападжа, в какой либо деревне или торговом городе не пребывал домохозяин, он присоединяется к обществу, общаеться, вступает в обсуждения с другими домохозяивами или сыновьями домохозяев, молодыми или пожилыми, которые имеют совершенные достоинства – в вере,  в добродетелях, в даянии, в мудрости. Он учиться совершенству в вере, у тех, кто совершенен в вере; он учиться совершенству в добродетелях, у тех, кто совершенен в добродетелях; он учиться совершенству в даянии, у тех, кто совершенен в даянии; он учиться совершенству в мудрости, у тех, кто совершенен в мудрости, то это называется быть дружественным.

         Что значит вести разумную жизнь? Это когда, Вьягхападжа, домохозяин зная свои доходы и свои расходы ведет разумную жизнь, без расточительности и скупости, думая: «мой доход должен превышать расходы, а расходы не должны превышать доходов».

         Так же как весовщик или его ученик, когда держат весы, знают: "Эта чаша опустилась на столько или эта чаша поднялась на столько"; так и домохозяин зная свои доходы и свои расходы ведет разумную жизнь, без расточительности и скупости, думая: «мой доход должен превышать расходы, а расходы не должны превышать доходов».

                Если, Вьягхападжа, домохозяин с маленькими доходами ведет расточительную жизнь, то про него говорят: «Этот человек обращается со своей собственностью, подобно тому, что ламает дерево ради одного плода». Если, Вьягхападжа, домохозяин с большими доходами ведет скромную жизнь, то про него говорят: «Этот человек умрет так и не изведав радостей мира». Но когда домохозяин зная свои доходы и свои расходы ведет разумную жизнь, без расточительности и скупости, думая: «мой доход должен превышать расходы, а расходы не должны превышать доходов», то это называется вести разумную жизнь.

         Накопленное богатство, Вьягхападжа, может разрушиться по четырем причинам: распущенностью; пьянством; игрой в азартные игры; из-за злонамеренных знакомых, товарищей и друзей.

         Подобно тому как если бы большой чан с четырмя наполняющими и четырмя отводящими трубами человек закрыл наполняющие трубы и открыл отводящие трубы, и чан не будет пополнятся, то вода только уменьшиться, она не увеличиться; также и эти четыре причины, которые разрушают накопленное богатство — распущенность; пьянство; игра в азартные игры; злонамеренные знакомые, товарищи и друзья.

         Есть четыре причины для увеличения накопленного богатства —  отказ от распущенности; отказ от пьянства; не участие в азартных играх; доброжелательные знакомые, товарищи и друзья.

         Подобно тому как если бы большой чан с четырмя наполняющими и четырмя отводящими трубами человек закрыл отводящие трубы и открыл наполняющие трубы, то вода будет только увеличиваться, она не уменьшиться; также и эти четыре причины, которые увеличивают накопленное богатство —  отказ от распущенности; отказ от пьянства; не участие в азартных играх; доброжелательные знакомые, товарищи и друзья.

         Таковы четыре условия, Вьягхападжа, которые ведут домохозяин к богатству и счастью в этой жизни.

         Есть четыре условия, Вьягхападжа, следуя которым домохозяин обретает богатство и счастье в будущей жизни. Какие четыре? Приверженность к вере; приверженность  к добродетели; приверженность к даянию; приверженность к мудрости.

         Что такое приверженность к вере? Когда домохозяин обладает верой, он верит Будде, Татхагате [и думает так]: «Будда - Совершенный, Истинно Самопросветленный, Безупречный в Знании и Поведении, Хорошо Ушедший, Знающий Мир, Несравненный Предводитель Кротких Мужей, Учитель Богов и Людей, Просветленный, Благословенный». Это называют приверженностью к вере...( сутра выложена не полностью )



Создан 31 авг 2015