Cутры Будды Шакьямуни

 

Сутра Произнесенная Буддой о Самадхи Появления Всех Будд




Перевел с санскрита на китайский во время династии восточная Хань учитель трипитаки Локашема из земли Юйжи

Трипитака Тайсе №417

 

Глава 1

Вопросы

 

Так я слышал. Однажды Будда пребывал в бамбуковом парке Каранды города Раджгрихи, вместе с неисчислимым собранием великих бодхисаттв, монахов, монахинь, упасак и упасик. Кроме того там были боги, драконы,  асуры, якши, гаруды, киннары и махораги.

В это время бодхисаттва Бхадрапала встал со своего места, обнажил правое плечо и опустил колено на землю. Почтительно соединив ладони. он сказал Будде: «Я хочу задать несколько вопросов. Пусть Почитаемый В Мирах разрешит задать их.»

Будда ответил: «Очень хорошо! Можешь задать вопросы, которые хочешь. Я отвечу на них».

Бодхисаттва Бхадрапала сказал Будде: «Благодаря каким дхармам бодхисаттва может совершенствоваться в мудрости, подобно тому как великий океан принимает мириады потоков? Что должен он делать, чтобы обрести широкое знание и понимание всего, что он слышит, и в нем не возникало сомнений? Что должен он делать, чтобы узнать свои прошлые жизни и почему он обрел такое рождение? Что должен он делать, чтобы обрести долгую жизнь? Что должен он делать, чтобы обрести рождение в знатной семье и быть любимым и уважаемым своими родителями, братьями, родственниками и друзьями? Что должен он делать, чтобы обладать приятными и величественными чертами? Что должен он делать, чтобы обладать высокими способностями, проявленных во многих делах и иметь совершенную превосходную и всеохватывающую мудрость? Что должен он делать, чтобы иметь заслуги и мудрость необходимые для обретения состояния будды, обрести неизмеримые божественные силы и украсить свою величественную землю будды? Что должен он делать, чтобы подчинить полчища мар? Что должен он делать для обретения такой силы, чтобы его клятвы никогда не нарушались? Что должен он делать для вхождения во врата дхарани? Что должен он делать, чтобы обрести божественные силы для путешествий по всем землям будд? Что должен он делать, чтобы обрести мужество и решительность льва, не испытывая никакого страха и непоколебимого марами? Что должен он делать, чтобы раскрыть свою природу будды, принять и хранить Дхарму сутр с пониманием, не забывая ничего? Что должен он делать, чтобы обрести самодостаточность свободную от праздности и гордости и быть непривязанным к Трем Мирам? Что должен он делать для освобождения от препятствий и обретения полного знания и видения, и никогда не отклонятся от мыслей будды? Что должен он делать, чтобы обрести доверие людей? Что должен он делать, чтобы обрести восемь тонов и проявить сто коти мелодий (голоса Будды)? Что должен он делать, чтобы обрести чудесное проявление (Будды)? Что должен он делать, чтобы обрести силу всеслышания? Что должен он делать, чтобы обрести Глаз Просветления видящего бдудущее? Что должен он делать, чтобы обрести десять сил и истинную мудрость? Что должен он делать, чтобы увидеть в одной мысли, стоящих перед ним будд миров десяти сторон? Что должен он делать, для обретения знание того, что четыре проявления каждой дхармы не реальны? Что должен он делать, чтобы увидеть в этом мире бесчисленные земли будд десяти сторон и знать добрые и плохие существования людей, богов, драконов, духов и извивающихся насекомых в этих землях? Таковы мои вопросы. Я хочу, чтобы Будда объяснил это мне и развеял мои сомнения».

Будда сказал Бхадрапале: «Очень хорошо! Твои вопросы настолько всесторонни, что они превосходят сравнения! Ты можешь задавать такие вопросы, так как ты обрел заслуги в прошлых жизнях, пребывая с буддами прошлого. Так как ты совершал подношения буддам, радовался Дхарме сутр, соблюдал заповеди, совершал чистые деяния. Так как ты всегда приходя на приглашение угощения собрания бодхисаттв пищей, не принимал еду с мясом; учил людей не совершать зла; и смотрел на всех равно. Так как ты всегда имел великую доброту и великое сострадание. Твои заслуги превосходят сравнения».

Будда сказал Бхадрапале: «Это Самадхи называется Появление Будд Десяти Сторон Перед Подвижником. Если ты способен следовать этой Дхарме, ты обретешь ответы на все свои вопросы».

Бхадрапала сказал Будде: «Я хочу чтобы Почитаемый В Мирах произнес это. То что Будда сейчас произнесет, будет всеобъемлющим. Это принесет покой (существам в мирах) десяти сторон и даст великий свет бодхисаттвам».

Будда сказал Бхадрапале: «Это Самадхи называется Сосредоточенный Ум. Бодхисаттва постоянно должен защищать, изучать и хранить ее, никогда не следуя другим путям. Из всех путей добродетели – он наивысший!»

 

Глава 2

Совершенствование

 

Будда сказал Бхадрапале: «Если бодхисаттва хочет обрести Самадхи быстро, он должен иметь великую веру. Те, кто совершенствуется в согласии с этой Дхармой, могут обрести это Самадхи. Не взращивайте сомнений даже величиной с волос. Эта Дхарма Сосредоточенного Ума также называется Путь Бодхисаттвы Превосходящий Все Другие Пути».

(Затем Будда произнес гатху:)

 

С однонаправленным умом верьте в эту Дхарму.

Следуя услышанному учению, думайте только об одном.

Храните только одну мысль – отбрасывая все остальные.

Будьте стойкими в вашей вере и не допускайте сомнений.

Решительно продвигаясь, не допускайте небрежности или праздности.

 

Не думайте ни о существовании, ни о не-существовании; ни о движении вперед, ни об отступлении назад.

Не думайте ни о том, что спереди, ни о том, что сзади; ни о том, что слева, ни о том, что справа.

Не думайте ни о существующем, ни о не существующем; ни о далеком, ни о близком.

Не думайте ни о боле, ни о зуде; ни о голоде ни о жажде.

Не думайте ни о холодном, ни о горячем; ни о страдании, ни об удовольствии.

Не думайте ни о рождении, ни о старости; ни о болезни, ни о смерти.

Не думайте ни о теле, ни о жизни, ни о долголетии.

Не думайте ни о богатстве, ни о бедности; ни о благородстве, ни о никчемности.

Не думайте ни о воспринимаемом, ни о чувствах.

Не думайте ни о большом, ни о маленьком; ни о длинном, ни о коротком.

Не думайте ни о красивом, ни об уродливом.

Не думайте ни о добром, ни о злом; ни о раздражении, ни о приятном.

Не думайте ни о вставании, ни о сидении, ни о продвижении, ни об остановке.

Не думайте ни о сутрах, ни о Дхарме.

Не думайте ни о правильном, ни о ложном; ни о цеплянии, ни о отбрасывании.

Не думайте ни об ощущениях, ни о сознании.

Не думайте ни о прекращении, ни о продолжении.

Не думайте ни о пустоте, ни об истинной реальности.

Не думайте ни о тяжелом, ни о легком; ни о трудном, ни о простом.

Не думайте ни о глубоком, ни о мелком; ни о широком, ни о узком.

Не думай ни об отце, ни о матери; ни о жене, ни о детях.

Не думай ни о друзьях, ни о знакомых; ни о любви, ни о ненависти.

Не думай ни об обретении, ни о потери; ни об успехе, ни о провале.

Не думай ни о ясности, ни о туманности.

Пресекай все мысли и будь осознанным определенное время, никогда не отвлекайся.

Решительно продвигайся, никогда не допускай небрежности и праздности.

Не считай годы, не чувствуй усталости ни одного дня.

Держи одну мысль – никогда не теряй ее.

Избегай сонливости и храни ум бдительным.

Всегда живи один и избегай собраний.

Избегай зла и всегда пребывай вблизи с добродетельными друзьями.

Служи светлым учителям и почитай их как будд.

Будь тверд в своих намерениях, но всегда добр (к другим).

Сосредотачивайся на равностности всех вещей.

Избегай своего дома и держи себя вдали от родственников.

Отбрось любовь и желания и живи в чистоте.

Сосредотачивайся на том, что является несозданным и отбрось желания.

Отбрось отвлекающие мысли и постигай путь сосредоточения.

Обрети мудрость от слов в согласии с дхьяной.

Вырви три (причины) страдания и очисти шесть корней.

Прекрати похотливые стремления и оставь позади чувственные желания.

Не будь жадным к богатству и не накапливай вещей.

Будь умеренным в еде и не ищи разнообразия вкусов.

Никогда не ешь (плоть) какого-либо живого существа.

Одевайся в согласии с Дхармой, и не украшай себя украшениями.

Не просите ничего у других, но не будь гордым и высокомерным.

Не будь самодовольным и не возвышайся над другими.

Разъясняй сутры в согласии с Дхармой.

Постигай, что тело подобно иллюзии.

Не вовлекайся в (пять) скандх, ни наслаждайся (двенадцатью) чувственными полями.

Пять скандх подобны разбойникам, а четыре первоэлемента подобны змеям.

Все непостоянно и все неустойчиво.

Постигни, что в этом нет никакого вечного владыки,

А только схождение и расхождение причин и условий.

Постигай и знай, что ничего не существует в реальности.

Будь добрым и сочувственным ко всем.

Делай подношение бедным и утешай несчастных.

 

Таково сосредоточение на Пути Бодхисаттвы, которое раскрывает изначальную мудрость и содержит мириады знаний и видений.»

Будда сказал Бхадрапале: «Тот, кто совершенствуется таким образом обретает самадхи, в котором настоящие Будды, все предстают перед ним. Если среди монахов, монахинь, упасак и упасик, есть те, кто желает совершенствоваться согласно этой Дхарме, то они должны полностью соблюдать свои заповеди и пребывая одни в комнате, думать о Будде Безграничный Свет, который сейчас пребывает на западе. Согласно этому учению, он также должен думать о его земле, называемой Высшая Радость, которая находится на расстоянии десяти миллионов коти земель будд отсюда. Он должен с однонаправленным умом созерцать один день и одну ночь, или даже семь дней и семь ночей. После семи дней он может увидеть того Будду. Если сравнить, то это все равно, что он видит вещи во сне, не зная днем это или ночью, внутри или снаружи, и что его зрение непроницаемо из-за темноты или препятствий.

Бхадрапала, бодхисаттва должен так созерцать. Затем этот бодхисаттва пересекает высокие горы, горы Сумеру и темные пространства в землях будд все дальше и дальше безпрепятсвенно и видит их насквозь не имея божественного глаза, слышит без божественного уха, и путешествует по той земле будды без обретения сил божественных проникновений. Это не то чтобы он умер здесь и родился там, но что он сидит здесь, а видит все там.

Если сделать сравнение, то как один человек услышал, что в королевстве Вайшали живет куртизанка по имени Сумана. Второй человек услышал о куртизанке по имени Амрапали. Третий человек услышал, что Утпалаварна стала куртизанкой. Эти три человека никогда не видели этих трех женщин, но они услышали о них,  и их похоть воспламенилась. Они все живут в Раджгрихе и их похотливые мысли одинаковы. Каждый из них идет, пребывая во сне, к этой женщине о которой думает, и проводит с ней ночь. Когда они просыпаются, они все помнят свои сны.»

Будда сказал Бхадрапале: «Трех женщин я привел как сравнение. Ты можешь использовать эту историю при объяснении сутр, давая возможность другим раскрыть их мудрость так, чтобы они обрели ступень невозвращения с Непревзойденного Пути. Когда они обретут состояние будды, у них всех будет имя Наивысшее Просветление».

Будда сказал: «Бодхисаттва в этой земле сможет увидеть Будду Безграничный Свет, если будет сосредоточенно думать только о нем. Когда он увидит его, он может спросить: «Какую Дхарму я должен хранить чтобы родится в этой земле?» Будда Безграничный Свет ответит: «Те, кто желает родиться в моей земле, должны сосредоточиться на моем имени. Если они смогут поддерживать (такие мысли) без усталости, они действительно обретут рождение здесь».

Будда сказал: «Благодаря сосредоточенности в мыслях, он может родиться там. Он должен всегда думать о теле Будды Безграничный Свет с тридцатью двумя знаками и восьмьюдесятью превосходными качествами, непревзойденному по своему величию, излучающему яркий свет освещающий все вокруг. Он учит собрание бодхисаттв и монахов, что дхармы пусты и следовательно неразрушимы. Почему? Неразрушимы все дхармы, такие как форма, страдание, зуд, мысль, восприятия, рождение, смерть, сознание, дух, земля, вода, огонь, ветер, мир людей и мир богов, такой как небо Великого Брахмы. Благодаря думанию о Будде он обретает Самадхи Пустоты.»

Будда сказал Бхадрапале: «Кто обрел это Самадхи бодхисаттв? Мой ученик Махакашьяпа, бодхисаттва Индрагуна, сын бога Добрая Добродетель, и те, кто уже знает об этом Самадхи, обретут его благодаря совершенствованию. Поэтому, Бхадрапала, те, кто желают увидеть настоящих будд десяти сторон, должны думать об их землях с однонаправленным умом, без каких-либо других мыслях. Так они будут способны увидеть их. Если сделать сравнение, то как один путешествуя по далекой земле, постоянно думает о семье и родне оставшихся дома. Во сне он возвращается домой, видит свою семью и родственников, и радуется общению с ними. Затем проснувшись, он рассказывает об этом своим друзьям.»

Будда сказал: «Если бодхисаттва услышит имя Будды и захочет его увидеть, он сможет увидеть его благодаря постоянному думанию о нем и его земле. Например: монах представляет перед собой кости тела – голубые, белые, красные или черные. Цвет не является каким-либо, но воображаем его умом. Подобно этому благодаря величественным божественным силам добродетели Будды, бодхисаттвы которые искусно пребывают в этом Самадхи, могут увидеть какого пожелают Будду любой земли. Почему? Они смогут увидеть его благодаря добродетелям трех сил – силе Будды, силе Самадхи и силе их собственных заслуг.

Если сделать сравнение, красивый молодой человек. одетый в красивые одежды, хочет увидеть свое собственное лицо. Он может увидеть его в отражении зеркала, чистого масла, чистой воде или кристале. Отражение придет откуда-то извне в зеркало, масло, воду или кристал?»

Бхадрапала ответил: «Нет, его не будет. Бог Богов, это происходит вследствие чистоты зеркала, масла, воды и кристала, только так человек может увидеть свое отражение. Его отражение не приходит ни извне, ни изнутри».

Будда сказал: «Очень хорошо, Бхадрапала. Так как условия чисты, отражение также чисто. Подобно этому, если кто-то пожелает увидеть Будду, он с чистым умом сможет увидеть его. Когда он увидит Будду, он сможет задать вопросы, и тот даст ответы. Услышав учение, он испытает радость. и в нем возникнут такие мысли: «Это Будда пришел ко мне или я пришел к Будде? Я думаю об этом Будде – он пришел из ниоткуда и я ушел в никуда. Когда я думаю об Мире Желания, Мире Форм и Мире Без Форм – то эти три мира созданы моим умом. Я могу видеть то, о чем я думаю. Ум создает Будду, чтобы видеть; ум является умом будды. Как мой ум создает Будду, мой ум является буддой; мой ум является Татхагатой; мой ум является моим телом».

Хотя ум видит будду, ум не знает себя и не видит себя. Ум с восприятием является сансарой; ум без восприятия является нирваной. Дхармы как восприятие не являются чем-то приятным. Они являются пустыми мыслями и ничем реальным. Это то, что бодхисаттвы видят когда они пребывают в этом Самадхи».

Затем Будда произнес гатху:

 

Ум не знает себя; ум не видит себя.

Ум создающий восприятия – ложен; ум без восприятия – нирвана.

Дхармы не являются прочными, и опираются лишь на мысли.

Те, кто видят пустоту с этим постижением – свободен от восприятий и предположений.

 

Глава 3

Четыре вещи, которые необходимо делать

 

Будда продолжил: «Есть четыре вещи, благодаря которым бодхисаттва может быстро обрести это Самадхи. Первое – иметь веру, которую никто не может разрушить. Второе – иметь усердие в продвижении, которое никто не может сдержать. Третье – иметь знание и видение, с которым никто не может сравниться. Четвертое – постоянно учится у добродетельного учителя. Таковы четыре вещи.

Есть другие четыре вещи, благодаря которым можно быстро обрести это Самадхи. Первое – не иметь мирских мыслей, даже на мгновения щелчка пальцами, в течении трех моментов мысли. Второе – не спать в течении трех месяцев, даже на мгновение щелчка пальцами. Третье – совершать сосредоточение при ходьбе, в течении трех месяцев без усталости, кроме времени принятия пищи и других естественных нужд. Четвертое – объяснение сутр другим, не ожидая от них подношений. Таковы четыре вещи.

Есть другие четыре вещи, благодаря которым можно быстро обрести это Самадхи. Первое – приводить людей к Будде. Второе – собирать людей, чтобы они послушали проповедь учения. Третье – не быть ревнивым. Четвертое – быть с людьми, следующими по Пути Будды. Таковы четыре вещи.

Есть другие четыре вещи, благодаря которым можно быстро обрести это Самадхи. Первое – создавать изображения Будды. Второе – переписывать сутры на наилучшем материале. Третье – убеждать самодовольных вступить на Путь Будды. Четвертое – всегда защищать и хранить Дхарму Будды. Таковы четыре вещи.»...( сутра выложена не полностью )

 



Создан 01 сен 2015